Дикторский текст к фильму о психоневрологическом доме ребенка N8 г. Санкт-Петербурга

Первые годы жизни ребенка – важный этап в формировании личности. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качествам, в большой степени зависит от этого периода.
Закладываемое в это время эмоциональное отношение к окружающему миру, к людям и к самому себе оставляет неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе жизни человека.
Для полноценного развития ребенку совершенно необходимо, чтобы его любили, уважали и предоставляли практически неограниченные возможности для движения, изучения окружающего мира и приобретения опыта.

На сегодняшний день в Санкт-Петербурге около 1 000 детей в возрасте до четырех лет, в силу различных обстоятельств воспитываются вне семьи, лишенные родительской заботы. Для них в городе имеется 12 специализированных домов ребенка.

В июне 2006 года исполняется 60 лет со дня открытия психо-невралогического дома ребенка №8 красногвардейского района.

Лохова Людмила Львовна. Главный врач психоневрологического дома ребенка (интервью)

Дом ребенка – это лечебно-профилактическое учреждение.

Одной из основных задач сотрудников дома ребенка является забота о детях-инвалидах и их реабилитация. В структуре инвалидности болезнь Дауна, детский церебральный паралич, органическое поражение центральной нервной системы, синдром Ларсена, умственная отсталость и другие тяжелые заболевания.
Реабилитация детей-инвалидов включает медицинские и педагогические методы воздействия: прием лекарственных препаратов, массаж, гимнастику, водные процедуры, индивидуальные занятия с психологом и учителями-дефектологами.

Марине 4 года. У нее синдром Ларсена, гидроцесральный синдром и умственная отсталость.

Максиму 3 года 6 месяцев. У него врожденный порок сердца и умственная отсталость.

Сереже 3 года 9 месяцев. У него прооперированный врожденный порок сердца, синдром Дауна, глубокая умственная отсталость.
Лизоньке 2 года 6 месяцев. Её диагноз – болезнь Дауна, умственная отсталость.

У Диночки и Ксюши – врожденный порок сердца, синдром Дауна, умственная отсталость.

Кате 3 года. Она больна детским церебральным параличем.

Для ухода за детьми-инвалидами от медсестер и воспитателей требуется не только высокая профессиональная квалификация. Также очень важно обладать благородной душой, добрым сердцем и ласковыми руками, прикосновение которых облегчает боль и страдания детей. Усилия специалистов дома ребенка по реабилитации инвалидов способствуют их социальной адаптации.

Организация лечения, педагогического процесса, комплексная реабилитация детей определяются с учетом их индивидуальности, возраста, пола, а также их психического и физического состояния и развития.

Большую радость приносит детям купание в бассейне. Разрешение на занятия в бассейне дает врач с учетом состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Физические упражнения, которые ребенок выполняет в воде, способствуют движению объема легких, тренируют правильное дыхание, развивают бронхо-легочную систему, улучшают координацию движения. После водных процедур детям предлагается витаминный чай.

Все дети дома ребенка получают массаж. Массаж способствует изменению функционального состояния центральной нервной системы, снижает или повышает ее возбудимость, улучшает обменные процессы, улучшает эмоциональное состояние ребенка.
Кроме того, для укрепления нервной системы, детям прописывают лечебные ванны. Это солевые и травяные ванны.

Гидромассаж воздействует на сосуды, расположенные в коже, облегчает периферийное кровообращение и работу сердца, улучшает обмен веществ и регулирует слаженность всех функций организма. Гидромассаж получают все дети в течении года.
Применение физеотерапевтических воздействий имеет большое значение в комплексной реабилитации. Работой физеотерапевтического кабинета руководит врач-физеотерапевт. Для профилактики рахита используется УФО. Также в кабинете имеются КУФ, УВЧ, электрофорез и другие приборы. После ремонта открыт кабинет светолечения.
Механизм действия физиотерапии основан на мобилизации защитных свойств организма.

Занятия по лечебной физкультуре проводятся с детьми первого, второго, третьего и четвертого года жизни. Занятия способствуют совершенствованию основных движений, укрепляют здоровье. Дети занимаются как индивидуально, так и подгруппами. Каждой подгруппе подбирается соответствующий комплекс. Комплексы и подгруппы детей для проведения занятий определяет врач.

Полноценное физическое и нервно-психическое развитие ребенка возможно лишь при обеспечении рационального, сбалансированного питания. Пища является жизненно важной потребностью организма. Организация питания в доме ребенка в первую очередь ориентируется на возрастные физиологические потребности детей в энергии и основных пищевых элементах для гармоничного развития.

Педагогическая служба специализированного дома ребенка является составной частью единой коррекционно-воспитательной системы учреждения.
В организации коррекционной работы с детьми используются новые педагогические технологии. Это музыкотерапия, монтессори терапия, агро терапия, изо терапия, сказко терапия.

Музыкотерапия, как один из методов комплексной реабилитации детей с отклонениями в психо-эмоциональном развитии, способствует гармоничному росту личности, развивает воображение. Проведение развлечений, празднование дней рождений детей, представления кукольного театра, просмотр мультфильмов всегда радует детей, создает у них бодрое и веселое настроение.
Музыка используется не только на музыкальных занятиях, но также и для проведения режимных моментов, особенно в группах грудных детей. Это проведение сна и кормление под музыку.

Использование методики Марии Монтессори побуждает ребенка постоянно анализировать взаимосвязь функций и качество окружающих предметов, дает ему возможность не только увидеть свои ошибки, но и определить пути их преодоления. Методика Марии Монтессори основана на глубоко продуманной и хорошо проработанной технологии, которая доказывает, что каждый ребенок – индивидуум.

С целью коррекции информации в доме ребенка используется реабилитационный комплекс называемый сенсорным тренажером, или, в широком понимании, сенсорной комнатой. Эта комната используется в следующих целях: коррекция познавательной деятельности, развитие произвольного внимания, эмоций, речевого и невербального общения. Сенсорная комната позволяет расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир и помогает обрести уверенность в себе. Занятия проводят психолог и дефектологи. Дети занимаются с шести месяцев по рекомендации невролога.

Агротерапия – один из новых современных коррекционных методов. Агротерапия может рассматриваться как эффективное средство комплексного воздействия на процессы становления и развития высших корковых функций: памяти, внимания, мышления. Агротерапия – это получение детьми трудовых навыков связанных с выращиванием растений.

Коррекция изотерапии направлена на развитие мелкой моторики, восприятия цвета, формы, воображения. Используя нетрадиционную технику рисования, воспитатель расширяет ручные умения детей, формирует эмоционально-положительное, радостное отношение к изотворчеству. Изокоррекция, кроме рисования, включает лепку из пластилина.

Все учителя дефектологи, работающие в доме ребенка, имеют высшую квалификационную категорию. В своей работе дефектологи используют новые педагогические технологии: мнемотехнику, методику Бауэра, элементы Триза, что позволяет им развивать познавательную деятельность и формировать у детей навыки связной речи.

Создание сюжетно-игровой зоны в группе позволяет детям познакомиться с профессиями взрослых и является их любимым местом для игр.

Каждый ребенок – маленький ключик
Вместе собрались – журчащий родник.
Что понесут они речкою жизни
Ты призадумайся только на миг.

Будут ли речкою чистою светлою
Или омутом с грязной водой
Озером, гладью сверкая зеркальною
Или морем с большою волной.

Все что заложено, все к нам вернется
Доброе сея – пожнем мы добро.
Сердце пусть радостно вновь улыбнется
Встретив родник с родничка твоего.

 

Автор текста Алексей Н. Кулик Студия Аура-Арт. г. Санкт-Петербург

Фильм снят, смонтирован и озвучен в 2006 году видеостудией Аура-Арт

Контакты

+7 (812) 346-4649
+7 (812) 926-9110
info@auraart.ru
Санкт-Петербург
Чкаловский пр., д. 58